Воскресенье, 12.05.2024, 06:40Главная | Регистрация | Вход

Советский Сахалин [3]
Помещаются очерки из одноименной газеты
Статьи посетителей [4]
Помещаются статьи посетителей сайта

Главная » Статьи » Статьи посетителей

По бассейну Тыми на гору Лопатина и в Царство Лавин
Примечание. Все фотоматериалы к данной статье опубликованы в фотоальбоме, в статье приведены только ссылки.

Ясное.
Вечером 29 июня   мы  сели на поезд Южно-Сахалинск – Ноглики,  рано утром  30-го доехали   до станции Палево. Мы – это: глава семейства Беляковых - Анатолий Анатольевич, его сын Григорий и автор этих строк.  С этими ребятами я знаком по времени недавно, а по   дружеским отношениям, которые установились между нами, кажется давно. У нас уже были совместные  зимние «маршруты выходного дня» по Сусунайскому хребту.     Ранним утром следующего дня встречал нас Андрей Теров. Мы загрузили наши рюкзаки   в «жигуленок» и, что называется, «в тесноте – да не в обиде»  отправились на встречу с 5 остальными участниками восхождения в село Ясное.   Там нас встретили  Наташа  (супруга Андрея) их дочь Настя + друзья: Ольга,   Алексей и Сергей. Здесь уместно вспомнить   о хозяевах этого подворья отца мать Андрея – Валерия и Любовь. Встреча с этими гостеприимными и милыми людьми  сразу «задала» доброжелательную атмосферу в нашем временном коллективе. Ясные звуки, речи, слова. Ясное небо, - погода безоблачная – все в точности соответствовало названию этого села – Ясное (фото1).

Подходы и «подъезды» к вершине
Примерно в 6 утра 30 июня мы на 3 машинах отправились по дороге, ведущей на восток к Чамгинскому перевалу. Вот мы проезжаем поворот на полузаброшенное село Белоречье, проехав 2-й мост через Тымь (примерно 20 км от Ясного) сразу повернули на север. Примерно через 4 км наш кортеж остановились перед разрушенным мостом (фото2).  Здесь мы оставили   машины   перед мостом, они 3 дня и три ночи  сиротливо будут ждать нашего возвращения после восхождения на гору. Для нас началась пешеходная часть нашего маршрута. Мы прошли чуть более 2 км по бывшей лесовозной дороге, преодолели разрушенный мост через ручей Угловой (фото3).

Дальше мы передвигались по старой, заросшей дороге вверх по течению р.Тымь. Ее проложили метеорологи Сахалингидромета в давние советские времена, более 30 лет назад.  Тогда в труднодоступных местах нашей островной области устанавливались АРМСы (автоматические радиометеорологические станции). Одну из таких установили на плоской вершине г.Лопатина, а для ее обслуживания 2 раза в год производились профилактические работы. Вот по этой дороге наши коллеги-метеорологи по производственной необходимости находились в командировках на самой высокой горе Сахалина. Вот это романтика!!! Такую же станцию я видел на Курилах (о.Онекотане) в 1982 году… В это время эта программа «загибалась», с этими АРМСами было много проблем, вскоре они были закрыты.

Конечно, за эти 20 лет дорога постепенно зарастала многочисленной порослью деревьев… Местами, нам приходилось «ломиться»  (фото4), мы продолжали идти вверх по течению Тыми.   У меня в это время прибавилось много работы: левый борт реки – это  западные лавиноопасные и селеопасные склоны хребта Конечного (фото5).  Проходим небольшие лавинные снежники, большие и малые отложения селевых потоков, обвалов, которые сделали недоступными для автомототранспорта эти места. Моя полевая книжка уже  «пухнет» от записей…

Далее дорога прочерчена только на карте, на местности она  уже «не читается».  Можно сказать, природа – матушка таким образом защищается от алчных людей (ненасытных работников лесопромышленного комплекса – новых бизнесменов), им совсем не жаль лесных красавиц – елей, которым только бы «урвать-порубать» то, что принадлежит не только им… Пока есть у природы такие   защитники как лавины, сели да обвалы, то елочки густо растут на склонах, благоденствуют и радуют наш глаз…

Прошли несколько правых притоков реки Тымь (Тройной, Прямой, Омут) и вскоре остановились,  Андрей Теров показал старое кострище, значит, здесь мы должны поставить палатки – бивуак, отдых на отметке почти 600 м над уровнем моря. Красота!. В этот день мы прошли 17 км что называется «при полном боевом», т.е. с большими рюкзаками. Завтра на вершину пойдем с маленькими, почти налегке…

1 июля, ворота в Лавинное Царство и … на вершину.
Благодаря дежурным (добровольцами оказались Сергей и Ваш покорный слуга) в 6 утра уже горел костер, а котелки грелись в его объятиях… Есть повод постепенно представлять более подробно участников восхождения. Анатолий Беляков снимал и комментировал на видео наши приготовления, его сын Григорий – наиболее продвинутый и разносторонний в самом хорошем смысле молодой человек. «Все в человеке должно быть прекрасно»,- это о нем: и снаряга, и стремление усложнить восхождение при его добродушной полноте (шел в скитуровских ботинках, а в модерновом рюкзаке короткие лыжи – блэйды, на которых он потом «вышивал» вниз по лавинным снежникам). Хорошо и дружно готовили, главное как-то само собой получалось дружное взаимодействие: Наташа, Настенька и Оля колдовали с котелками, бросали необходимые компоненты, поочередно отрываясь на «сервировку стола».  Все мужики скромно помогали им…
Потом все дружно откушали и  без четверти 8 мы сбивали обильную росу с буйных голов разнотравья, потом углубились в лес  по долине ручья Верхнего – одного из первых притоков Тыми. Здесь мы шли  по папоротниковым «джунглям». Первые более крупные лавинные снежники я воспринял как своеобразные ворота в Царство Лавин (фото6)…. Ну а когда наш Дерсу – Андрей Теров-Узала четко   вывел нас в долину левого безымянного притока, то лавинные снежники как бы подтверждали, что мы в ихнем царстве.

Начинаем   двигаться по долине этого ручья, у меня много работы по регистрации конусов выноса лавин, как и много  лавинного мусора.     Снежник за снежником, переходим с берега на берег и вот - останавливаемся на привал… Григорий один из первых заметил выше по непрерывному снежнику медведя, для уверенности он достал бинокль  – медведь, где-то в 300 метрах перед нами.

Делать нечего, советуемся что делать, ведь наш путь совпадает с его намерениями… Были разные предложения, мною было высказано предложение идти вперед и сигналами обозначать себя, тогда медведь по любому уйдет с нашего пути, не станет нам мешать… В итоге, Гриша отдал мне дудку против медведя (баллончик с сжатым воздухом и с красным колпачком – собственно дудка). Вместе со мной впереди оказались Наташа и Алексей, постепенно мы приближались к Мишке, который вначале не замечал нас: то ложился, то пропадал на несколько минут в кедраче…Остальная группа шла за нами на благоразумном  расстоянии.  Наконец, только тогда, когда мы подошли примерно на 100м, он услышал нас (фото7)… После этого он как-то незаметно исчез в безбрежных кедрачевых пространствах… только мы его и видели. Поднявшись немного выше, где снежник еще не так растаял, заметил след оленя, который, очевидно спускался по этому снежнику… Т.е., здесь – звериная тропа, а значит наиболее оптимальная для пересечения Набильского хребта (для нас - восхождения на Лопатина)…
После небольшого отдыха у верхнего края снежника мы продолжили путь наверх. Перед нашим отъездом А.Клитин попросил меня снять цветок Миякия (он редкий, в растет на водоразделах). Теперь у меня внимание после лавинных отложений переключилось на цветочные объекты. Вскоре мы вышли на промежуточную  вершину, которая была видна была для нас маяком весь этот день.  Вид с этой предвершины (1500 м, Гриша предложил назвать эту вершину «Пуплыжников») открылся впечатляющий, особенно учитывая то, что видимость  была отличная…Вершины Набильского хребта, где мы были в апреле этого года я легко нашел: – вдалеке видно Граничную, Балаган…. Хорошо «читались» и те, где мне предстоит, надеюсь, побывать: Гуран, Братьев, Громова(Фото8). …

И вот мы по гребню идем к треноге, которая и является обозначением г.Лопатина. Я сместился к югу от гребня и… О! Чудо! Красавец-Цветок Миякия в гордом одиночестве, словно ожидал меня среди крупноглыбовой россыпи камней. Сделал фото, насколько позволял мне приблизить походный Canon (Фото9).    Далее, продолжая фотографировать другие снежники, теперь уже навеянные метелями, продвигаюсь к вершине… В спортивном плане первой на вершине была Настенька Терова. Вскоре, Настя держала флаг ВМФ, ну а я достал флаг Сахалина и Курильских островов, который побывал уже на многих вершинах(фото10)… … После фотосессии зоркий Григорий показывает прочесы на бортах долин (поваленный березняк) я  соглашаюсь со ним, да, это следы крупнейших лавин Сахалина.… Намечаем, что спускаться будем туда, где уже ходил наш гид Андрей Теров.

Погода нам благоволила, все разбрелись, ну а я нашел то место, где стояла АРМС Сахалинского УГМС. Теперь это уже история. На месте будки остались только ее останки да места, где были оттяжки (разрушили ее шквальные ветра и неумолимое время, Фото11). Потом был перекус, опять фото на память…   И вот мы начинаем спуск на юг по снежнику. Пока Гриша надевает блэйды я глиссером «прохожу» наиболее крутой в прямом и переносном смысле участок склона  и наблюдаю последствия деятельности лавин. Спуск Григория на видео снимает Анатолий, я тоже стараюсь не упустить удобного случая, чтобы отснять его стремительный слалом в этом диком краю. Экзотика! (фото12)… Когда еще здешнюю тишину нарушат странные существа, кто на чем катились и кувыркались они со смехом и шутками…  Вот мы попадаем из первого во второй лавинный бассейн, затем в третий…  кругом нереальные картины приложения неземной силы лавин лес выбит по бортам долин безымянных водотоков примерно на 60-100 метровую высоту. По словам Андрея Терова, отложение крупной лавины он наблюдал летом 2005 года(фото13)….   Снежники здесь довольно протяженные  скоро не растают.  Далее продолжаю записывать лавины, полевая книжка уже «распухла» от многочисленных записок, карандаш исписан «под ноль»…

С Григорием мы приходим в базовый лагерь последними.  Здесь все в норме, приступаем к приятным хлопотам, все   идет хорошо, все бодры и веселы.  Готовим праздничную вечерю...    Во время трапезы традиционно Григорий (один из непьющих – даже символически) делает торжественное подношение Духу Горы – выливает стопку водки в костер! (Святой Дух помог мне увековечить этот момент, Фото14).      Потом был концерт по заявкам. Андрюша Теров, оказывается, нес с собой и гитару. Он – левша, поэтому он аккомпанировал и пел вместе со всеми нами, а кто-то уже  засыпал под песни Кукина и Окуджавы, Высоцкого и Визбора, Городницкого и Митяева,  и других авторов и исполнителей известных и неизвестных, которые живут в наших душах и, без сомнений, будут греть души и наших детей…

2 июля: Возвращение, благодарности и основные выводы.
Говорят, что путь домой всегда короче. И правда, день солнечный и хорошее настроение сопровождали нас вместе с роями мошки и комаров…, но нас это совсем не огорчало. Зато, надолго запомнится, как мы купались в холодной полноводной тымовской воде. Какие же все же чистые воды в наших реках, дай Боже, чтобы они таковыми и оставались! Важно, что вся наша компания оказалась на высоте во всех ситуациях, всем за это спасибо и глубокий  поклон. Спасибо Духу Горы  подарил нам хорошую погоду.

Несколько выводов и советов для тех, повторит наш маршрут:
  1. От Ясного до разрушенного моста нужно проехать более 30 км. Перед мостом мы оставили 2 машины и в течение 2 суток они благополучно дождались нас…
  2. Примерно 20 км до базового лагеря 10  шли  по дороге, но чем дальше   вверх по Тыми, тем сложнее дорога – множество  деревьев  и преграждают путь,  а последние примерно  5 км   троп  нет.
  3. Реку Тымь нам приходилось вброд переходить  неоднократно, поэтому из обуви нужны  болотники + кроссовки и (или) тапочки для бивуака…
  4. По срокам в первую половину лета отсутствие высокотравья облегчит путешествие при условии отсутствия дождей…  При интенсивных осадках, подъем уровня воды в реке и без того полноводной усложнит переходы вброд.
  5. Есть многочисленные снежники, по которым можно разнообразить (ускорить) спуск (как это сделал Григорий)…
  6. Неплохой вариант сделать комбинированный маршрут: на поезде доехать до ст Палево с велосипедами и автономно как можно дальше доехать по грунтовым дорогам и тропам. Установить базовый лагерь, ночевка и по ситуации сделать восхождение (так уже путешествовал Андрей Теров)…

Категория: Статьи посетителей | Добавил: стран_ник (29.05.2008) | Автор: Владимир Сучков
Просмотров: 2558 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
1 Leonid
В Тымовском живет человек , который прошел этим путем зимой один за сутки и не замерз. и благополучно вышел на эту дорогу. Он отбился от основной группы туристов во время сильной метели при спуске с горы , они совершали восхождение по распадку р. Пиленге и ошибочно начал спуск по распадку р. Тыми , а нужный распадак был следующим по ходу на север , обратно поднятся в этих условиях было невозможно.И ему пришлось только спускатся. Заблудится там практически невозможно , все долины рек выводят на автомобильные дороги.Единственное , в какой распадок попадеш. С горы берут начало четыре реки.